Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

пендерецкий кшиштоф

Энциклопедический словарь

Пендере́цкий Кшиштоф (Penderecki) (р. 1933), польский композитор, дирижёр, педагог. Экспериментировал в области новых средств выразительности, в том числе сонорики. В сочинениях конца 1970-80-х гг. близок неоромантизму. Оперы «Черти из Людена» (1968), «Потерянный рай» (1978); две симфонии (1973, 1980), культовые сочинения («Страсти по Луке», 1965, и др.), концерты, квартеты, хоры. С 1959 преподаёт в Высшей музыкальной школе в Кракове (с 1972 ректор).

* * *

ПЕНДЕРЕЦКИЙ Кшиштоф - ПЕНДЕРЕ́ЦКИЙ (Penderecki) Кшиштоф (р. 1933), польский композитор, дирижер, педагог. Экспериментирует в области новых средств выразительности, в т. ч. сонорики (см. СОНОРИКА). В сочинениях кон. 1970-80-х гг. близок неоромантизму (см. НЕОРОМАНТИЗМ). Оперы «Черти из Людена» (1968), «Потерянный рай» (1978); 2 симфонии (1973, 1980), культовые сочинения («Страсти по Луке», 1965, и др.), концерты, квартеты, хоры. С 1959 преподает в Музыкальной академии в Кракове (с 1972 ректор).

Энциклопедия Кольера

ПЕНДЕРЕЦКИЙ Кшиштоф (Penderecki, Krzysztof) (р. 1933), крупнейший композитор польского музыкального авангарда. Про его музыку говорили, что она "создана не из тонов, а из звуков". Главной задачей для Пендерецкого стало расширение звуковых средств нетрадиционным путем и как следствие - достижение прямого эмоционального воздействия на слушателя. В сочинениях с хором композитор применяет разного рода свисты, крики, шепоты, вопли; характерны также многообразные звуковые эффекты, извлекаемые из струнных инструментов, - удары по ним, постукивания, трение и т.д. Пендерецкий родился 23 ноября 1933 в Дембице (Польша). После окончания Государственной высшей музыкальной школы в Кракове он стал профессором полифонии и композиции, позже преподавал те же дисциплины в Эссене (Германия) и Йеле (США). Международная известность пришла к Пендерецкому в 1960, когда был исполнен Плач по жертвам Хиросимы (Tren pamieci ofiar Hiroszimy), сочинение для 52 струнных инструментов, отмеченное мощной выразительностью и яркими динамическими контрастами. За Плачем последовала Полиморфия (Polimorphie, 1961) для 48 струнных, сочинение, основанное на энцефалограммах больных людей, сделанных во время прослушивания ими Плача. Полиморфия изобилует необычными звуковыми эффектами, такими, как стуки по декам инструментов, разного рода глиссандо и ведение карандашом по струнам. Сильное тяготение композитора к религиозным образам нашло выражение в его Страстях по Луке (Passio et mors Domini nostri Jesu Christi secundum Lucam, 1966), Утрене (Jutrznia, 1971; в сочинении использованы православные тексты на церковнославянском языке) и Магнификате (1974). Оперы Пендерецкого привлекли внимание театров разных стран. Опера Дьяволы из Лудена (Diably z Loudun, 1966; по одноименному роману О.Хаксли) повествует о массовой истерии среди монахинь женского монастыря и отличается четкостью, графичностью в передаче ситуации эротического помешательства. В 1978 в чикагском театре "Лирическая опера" был поставлен Потерянный рай по мотивам шедевра Джона Мильтона (Paradise Lost, либретто К.Фрая).

ЛИТЕРАТУРА

Ивашкин А. К., Пендерецкий. М., 1983

Полезные сервисы